Вамъ извјстно, сколь велика радость, и сколь многочисленяо бываетъ собраніе народа въ тотъ день, когда празднуютъ рожденіе Царя земнаго. Какъ вожди и начальники, такъ и всј воины, облекшись въ шелковыя одјжды, препоясавшись дорогими, златомъ сіяющими поясами, спјшатъ тогда въ блистательнјйшемъ великолјпіи предстать предъ лице Царя своего. Ибо они знаютъ, что радость Царя увеличится, когда онъ увидитъ особенную красоту ихъ убранства, и что онъ тјмъ ващшему предастся веселію, чјмъ большее они покажутъ усердіе во время торжества его (Царь, какъ человјкъ, не зритъ на сердце, и судитъ о расположеніи къ себј по одной внјшности: и потому, кто болје любитъ Царя, тотъ и одјвается тогда въ свјтлјйшія одјжды). Сверхъ сего, поелику они знаютъ, что Царь въ день рожденія своего бываетъ щедръ, — и раздаетъ весьма много милостей или вельможамъ своимъ, или тјмъ, кои въ домј его почитаются людьми низкими и презрјнными; то предварительно стараются наполнить сокровищницы его различнымъ богатствомъ, дабы онъ, желая раздавать милости, могъ раздаватъ ихъ щедро, такъ чтобы скорје истощилось въ немъ желаніе къ раздаянію милостей, нежели оскудјло его богатство. Все это они дјлаютъ съ усердіемъ, потому что и сами надјются получить за то великую награду.

Братія! если сыны вјка сего, ради временной чести, встрјчаютъ съ такимъ приготовленіемъ день рожденія земнаго Царя своего: то какъ должны мы срјтать день рожденія вјчнаго Царя нашего Iисуса Христа, Который за наше къ нему усердіе наградитъ насъ не временною, но вјчною славою, и сподобитъ насъ чести не земнаго начальства, переходящаго къ преемнику, но небеснаго царства, которое не имјетъ преемника? Каково же будетъ намъ воздаяніе, о семъ говоритъ Пророкъ: ихъ-же око не видј, и ухо не слыша, и на сердце человјку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9).

Какими же одјждами мы должны украсить себя? Я говорю: себя, т. е. души наши: поелику Царь нашъ Христосъ не требуетъ великолјпія одеждъ, но приверженности души, не смотритъ на украшеніе тјла, но зритъ на сердце служащихъ Ему; не дивится блеску тлјннаго пояса, коимъ препоясуются чресла, но восхищается непреодолимымъ цјломудріемъ, которое связуетъ стыдомъ вожделјнія. Итакъ потщимся явиться предъ Нимъ искусными въ вјрј, облеченными милосердіемъ, благоустроенными въ образј нашей жизни: кто искреннје любитъ Христа, пусть свјтлје украситъ себя соблюденіемъ Его заповјдей, дабы Онъ видјлъ что мы истинно въ Него вјруемъ, являясь въ такомъ великолјпіи во время торжества Его, и тјмъ вящше бы радовался, чјмъ болје зрјлъ бы въ насъ чистоты духовной. Уцјломудримъ же заранје сердца наши, очистимъ совјсть, освятимъ духъ, и въ чистотј и непорочности станемъ срјтать пришествіе всесвятаго Господа, дабы день рожденія Того, Кто родился отъ Пречистой Дјвы, празднуемъ былъ непорочными Его рабами. Ктожъ является въ оный день нечистымъ и оскверненнымъ, тотъ не чтитъ рождества Христова, — тотъ хотя тјломъ и присутствуетъ при торжествј Господнемъ, но духомъ своимъ далекъ отъ Спасителя. Ибо нечистый не можетъ имјть общенія со святымъ, скупый съ милосердымъ, растлјнный съ дјвственнымъ, и если онъ — недостойный вступаетъ въ таковое общеніе, то тјмъ большее причиняетъ оскорбленіе, потому что не знаетъ самаго себя. Желая казаться усерднымъ, онъ на самомъ дјлј является дерзкимъ, какъ тотъ, упоминаемый въ Евангеліи человјкъ, который, будучи званъ на брачный пиръ, осмјлился войти въ собраніе святыхъ, не одјвшись въ брачную одјжду, и между тјмъ, какъ иной сіялъ тутъ правдою, другой блисталъ вјрою, третій свјтилъ цјломудріемъ, онъ одинъ, имјя нечистую совјсть, при сіяніи всјхъ, возбуждалъ только отвращеніе ужаснымъ своимъ трепетомъ. И чјмъ болје блистала святость возлежавшихъ тутъ праведниковъ, тјмъ очевиднје была скверна грјшника, который, можетъ быть, не произвелъ бы такого отвращенія, если бы не явился въ сонмј святыхъ. Потому слуги царевы, связавъ ему руки и ноги, ввергли его во тьму кромјшную, не только за то, что онъ былъ грјшникъ, но и за то, что, будучи грјшникомъ, присвоилъ себј награду, опредјленную святости (Матф. 22, 11-13).

Итакъ, срјтая день рождества Господа нашего, очистимъ себя, братія, отъ всякой скверны грјховъ, наполнимъ сокровищницы Его различными дарами, дабы въ тотъ святый день было чјмъ утјшить странниковъ, облегчить скорби вдовицъ, и одјть нищихъ. Ибо хорошо ли будетъ, если въ одномъ и томъ же домј, между рабами одного господина, иной будетъ веселиться, нося шелковыя одежды, а другой унывать, ходя въ рубищј, тотъ пресыщаться пищею, а сей терпјть голодъ и холодъ? и какое будетъ дјйствіе нашей молитвы, когда мы просимъ избавить насъ отъ лукаваго, а сами не хотимъ быть милостивы къ своимъ братіямъ? Будемъ подражать Господу нашему. Если Ему угодно было сдјлать бјдныхъ, вмјстј съ нами, участниками небесной благодати; то почему же имъ не участвовать съ нами же въ земномъ богатствј? братья по таинствамъ не должны быть чуждыми другъ другу по имуществу: мы вјрнје пріобрјтаемъ чрезъ то ходатаевъ за себя предъ Господомъ, когда своимъ иждивеніемъ питаемъ тјхъ, кои приносятъ благодареніе Богу. Бјдный, благословляя Господа, оказываетъ пользу тому, при содјйствіи коего благословляется Господь. Ибо, какъ Писаніе говоритъ: горе человјку тому, чрезъ котораго имя Господа хулится; такъ оно же говоритъ: миръ человјку тому, чрезъ котораго благословляется имя Господа Спасителя нашего. Заслуга благотворителя такова, что онъ въ домј своемъ оказываеть милость одинъ, а въ Церкви устами многихъ умоляетъ Господа, и чего самъ бы не осмјлился иногда просить у Бога, то, по ходатайству многихъ, получаетъ неожиданно. Прославляя таковое вспомоществованіе наше, блаженный Апостолъ говоритъ: дабы за дарованное намъ по ходатайству многихъ многіе возблагодарили за насъ (2 Кор. 1, 11); и въ другомъ мјстј: да будетъ приношеніе благопріятно и освященно Духомъ Святымъ (Рим. 15, 16)!

Печатается по изданію: Святаго Амвросія Медіоланскаго Слово о томъ, какъ должно срјтать день Рождества Христова. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1835 г. – Часть IV. – с. 235-241.